Функциональная грамотность

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ национального проекта «Образование» по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Пальцовская СОШ имени Фёдора Владимировича Журавлёва» на 2023-2024 учебный год.
Презентации по функциональной грамотности от 10.02.2023
Презентации по функциональной грамотности от 03.02.2023
Аналитическая справка по результатам мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 9-х классов образовательных организаций Брянской области
Приказ о мониторинге функциональной грамотности 17.03.2022
Инструкция по Банку РЭШ
МР по функциональной грамотности Лукутина — лекция
«Функциональная грамотность человека – это возможности, приобретаемые в процессе жизни для решения широкого круга жизненных задач, связанных с различными видами деятельности, общением и социальными отношениями».
Это определение очень созвучно тому, что используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследование функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли дают обучающиеся в 15-летнем возрасте навыками и склонностями, необходимыми для осуществления социума в обществе?».
 В исследовании оценивается, главным образом, использование способности осознавать, обнаруживать и находить решения для самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 
Первое задание PISA – это отдельный текст, в котором не описана ситуация живого характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
 1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
 2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
 3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
 4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
 5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
 6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

БАНК ЗАДАНИЙ

Нормативные документы​
​Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся​просмотр
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»​Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf (скачать) (посмотреть)
​Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)​
Банки заданий
​Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)просмотр
Банк заданий по функциональной грамотности Просвещение​просмотр​
Материалы по формированию ФГ Института стратегии развития образования РАО просмотр​
Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности ​просмотр
РЭШ. ​Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности просмотр
​Инструкция для учителя по использованию банка заданий РЭШ ​просмотр​
ФИОКО. Открытые задания PISA просмотр
ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности просмотр​
Материалы по формированию функциональной грамотности
Список литературы по формированию функциональной грамотности​
Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики (презентация)
УчительКлуб. Образовательная платформа «Просвещение» ​ ​
Материалы по формированию ФГ Института стратегии развития образования РАО​
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)​
Методы и приемы оценивания читательской грамотности (презентация)
ЯндексУчебник. Функциональная грамотность ​​​
Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций​
​Рекомендации для преподавателей по организации деятельности, направленной на повышение уровня читательской грамотности
Методические материалы по функциональной грамотности