«Функциональная грамотность человека – это возможности, приобретаемые в процессе жизни для решения широкого круга жизненных задач, связанных с различными видами деятельности, общением и социальными отношениями».
Это определение очень созвучно тому, что используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследование функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли дают обучающиеся в 15-летнем возрасте навыками и склонностями, необходимыми для осуществления социума в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, использование способности осознавать, обнаруживать и находить решения для самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Первое задание PISA – это отдельный текст, в котором не описана ситуация живого характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихсяпросмотр
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Банки заданий
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)просмотр
Банк заданий по функциональной грамотности Просвещениепросмотр
Материалы по формированию ФГ Института стратегии развития образования РАО просмотр
Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности просмотр
РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности просмотр
Инструкция для учителя по использованию банка заданий РЭШ просмотр